Мы продолжаем рубрику «Актуальные вопросы регистрации недвижимости», в рамках которой еженедельно совместно с Росреестром Башкортостана публикуем информационные материалы, разъясняющие различные нюансы, возникающие при сделках с недвижимостью.
Если вы недавно построили дом или же получили его по договору купли-продажи, в наследство, по договору ренты или в качестве подарка, для того, чтобы стать его полноправным владельцем, необходимо официального оформить право собственности и внести сведения в Единый государственный реестр недвижимости. О том, как это сделать, рассказывает начальник отдела организации и контроля Управления Росреестра по РБ Людмила Мизонова.
Для чего необходимо оформлять право собственности?
Чтобы иметь право распоряжаться своим недвижимым имуществом (продавать, дарить, передавать по наследству), зарегистрироваться по месту жительства для получения социального обслуживания, льгот и субсидий. Право собственности на имущество должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Регистрация права собственности также обеспечивает защиту и охрану этого права, так как оно может быть оспорено только в судебном порядке.
В какие сроки граждане обязаны зарегистрировать право собственности на жилой дом?
Закон не ограничивает эти сроки. При этом до 1 марта 2031 года работает упрощенная процедура постановки на учет и регистрации прав на жилые дома, расположенные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения гражданами садоводства или личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, а также на земельных участках, предоставленных для осуществления своей деятельности крестьянским (фермерским) хозяйством.
Надо ли регистрировать право собственности на жилой дом и отдельно ставить его на кадастровый учет?
Регистрация права собственности на жилой дом и его постановка на государственный кадастровый учет проводятся одновременно на основании одного заявления.
Какие документы потребуются для подачи заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав?
Технический план жилого дома и правоустанавливающий документ на земельный участок (если право собственности на участок ранее не было зарегистрировано).
Как подготовить технический план жилого дома?
Его делает кадастровый инженер. Технический план может быть составлен на основании заполненной и подписанной собственником декларации об объекте недвижимости. При заключении договора с кадастровым инженером можно предусмотреть его обязанность подать в Росреестр заявление о кадастровом учете и регистрации прав на жилой дом от имени собственника земельного участка. В этом случае оформление доверенности не требуется.
Где найти кадастрового инженера?
На сайте Росреестра в разделе «Сервисы» размещен реестр кадастровых инженеров, который содержит контактные данные саморегулируемых организаций, членами которых они являются, а также результаты их профессиональной деятельности. Поиск кадастрового инженера также стал доступен на портале «Госуслуг». Функционал сервиса дает возможность подать заявку, указав параметры необходимых работ, а после выбрать исполнителя из откликнувшихся специалистов.
Как подать заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав?
Обратившись лично в МФЦ, через личный кабинет на сайте Росреестра или через портал Госуслуг. При подаче через Госуслуги заявление подписывается Госключом, получение усиленной квалифицированной электронной подписью не требуется.
Предусмотрена ли государственная пошлина?
При первичной регистрации права собственности физического лица на жилой дом, возведенный на земельном участке для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства размер государственной пошлины составляет 350 рублей. При переходе права на жилой дом, в том числе при наследовании, размер пошлины составляет 2000 рублей.
Как долго оформляются право собственности и постановка на кадастровый учет?
В течение 5 рабочих дней с даты приема заявления в МФЦ, 3 рабочих дней с даты приема заявления Росреестром (например, если заявление представлялось в цифровом формате). Но отметим, что мы стараемся рассматривать заявления о регистрации «бытовой недвижимости» в максимально короткие сроки.
Какой документ получает гражданин по итогам рассмотрения заявления?
В результате постановки на учет жилого дома и регистрации права собственности на него заявитель получает выписку из ЕГРН.
Какие требования предъявляются к собственнику при строительстве жилого дома?
Дом должен иметь не более трех надземных этажей, а его высота не должна превышать 20 метров. Также необходимо изучить правила землепользования и застройки (на официальных сайтах органов местного самоуправления), которыми могут быть установлены иные предельные параметры строительства жилых домов.
Определенные ограничения на строительство также могут быть установлены при вхождении земельного участка в границы зоны с особыми условиями использования территории. Сведения о наличии такой зоны и об ограничениях использования расположенных в ней земельных участков могут быть получены из ЕГРН по запросу.